Eugene Gorny (e_g) wrote,
Eugene Gorny
e_g

Тезисы к феноменологии истории

1. История есть повествование о событиях прошлого. Отличие исторического повествования от летописи и анналов состоит в том, что историк не просто фиксирует факты в их хронологической последовательности, но и показывает их взаимосвязь, то есть дает философское объяснение причин и следствий, связывающие эти события между собой. Таким образом, история выполняет двоякую функцию – во-первых, рассказывает о событиях прошлого, во-вторых, объясняет их, то есть наделяет их смыслом.

2. Предметом исторического исследования может являться любой феномен, изменяющийся во времени. Феномен, не изменяющийся во времени, не имеет истории и не может быть описан исторически. Таким образом, история – это описание не столько объектов как таковых, сколько событий или процессов, которые с ними происходят. Событие можно определить как некоторое значимое изменение положения дел, а процесс – как последовательность событий. Таким образом, универсальным предметом, который изучает история, являются перемены и изменения.

3. Для того чтобы было возможно описать изменения, происходящие с объектом, необходимо выделить дискретные статичные состояния, в которых он находился в определенные моменты времени, и связать их между собой отношениями причины и следствия. Исторический объект, таким образом, конструируется как совокупность объектов, не тождественных во времени, но мыслимых как единый объект, последовательно претерпевающий различные состояния.

4. Объект прекращает свое существование в двух случаях. Во-первых, когда он перестает изменяться и, тем самым, становится недоступным методам исторического описания. Во-вторых, когда изменения, которым объект подвергается, оцениваются как настолько значительные, что самотождество объекта утрачивается. В этом случае на смену ему приходит другой объект или группа объектов.

5. Поскольку история – не только фиксация событий, но и реконструкция их смысла, историческое повествование неизбежно содержит два дискурсивных элемента или модуса – описание (фактов и событий) и мета-описание (их объяснение). Баланс между этими модусами может осуществляться по-разному, что определяет разные поджанры исторического повествования. Доминирование описания сближает историю с литературой; доминирование мета-описания – с философией. Примером первого могут служить «Истории» Геродота, примером второго – Гегелевские «Лекции по философии истории».

6. Историческое повествование, как и любой текст в классическом понимании, имеет, говоря словами Аристотеля, начало, середину и конец. Под текстом в классическом понимании я подразумеваю линейный нарратив, противопоставленный интерактивному нарративу или, иначе, гипернарративу, где читатель может выбирать разные последовательности чтения текста (Manovich 2000: 227-228).

7. Конечность повествования имплицирует конечность объекта описания (и vice versa). Поэтому идеальным объектом истории является объект, существование которого завершено. Основные фазы изменения объекта – возникновение, рост, зрелость, упадок и смерть. Чтобы стать достоянием истории, объект должен пройти весь жизненный цикл. Таким образом, объектом истории является то, что имело место в прошлом, но более не существует. Историческое описание объектов, существование которых продолжается, невозможно. Или, по меньшей мере, оно предполагает выход за рамки истории в собственном смысле слова в область прогнозов и пророчеств для постулирования условий, при которых существования объекта прекратится.
Tags: notes
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments