Eugene Gorny (e_g) wrote,
Eugene Gorny
e_g

Семинар Лессига в Оксфордском институте Интернета

Лессиг прекрасный оратор. Выглядит моложе, чем на фотографиях. Говорит просто и убедительно. Приводит много забавных примеров, в том числе визуальных. Из последних особенное оживление аудитории вызвал клип с любовным песенным дуэтом Буша и Блера, в самом деле смешной.

Говорил, в принципе, уже известное по его книгам. Основной тезис: существует конфликт между двумя культурами – культурой копирайтной (или «разрешительной» - в которой, чтобы использовать произведение, нужно получать разрешение от держателя копирайта) и культурой свободной (основанной на принципах rip, mix & burn – т.е. на трансформации имеющегося культурного наследия). Первая культура ориентирована на потребление, вторая – на творчество.

Американское (и шире – западное) законодательство о копирайте поддерживает первую культуру; ее идеал – a couch potato – овощ перед телевизором – человек, пассивно потребляющий продукты культуры, купленные за деньги. Вторая культура связана с новыми медиа и молодежью; в ее основе – не потребление, а использование (т.е. трансформация и обмен). Отличаются они и моделями распространения: с одной стороны – централизованное вещание и МТВ, с другой – спонтанно складывающиеся сети общения и блоги.

Столкновение между этими двумя культурами (которое имеет в интерпретации Лессига и поколенческий аспект) проявляется в том, что первая объявляет вторую нелегальной (пиратство и т.п.); вторая же не понимает первую («свободная культура» интуитивно кажется нормой, а копирайтная – чем-то искусственным и неправильным). Однако закон на стороне первой культуры: "Legally, it's simple to consume but not simply to mix or change." Это означает, что, с одной стороны, происходит криминализация творчества, когда миллионы людей, обменивающиеся файлами, миксирующие готовое содержание и создающие новое на основе старого, объявляются преступниками; с другой стороны – молодое поколение воспринимает правило закона как правило несправедливое или смехотворное, что подрывает основы демократии и ведет к расколу общества.

Вывод: необходимо привести законодательство в соответствие с технологическими и культурными реалиями сегодняшнего дня; «дать нашим детям и будущим поколениям возможность быть не только потребителями, но и творцами, и при этом не считаться преступниками».

Речь при этом идет не об отмене копирайта как такового, и Лессиг это неоднократно подчеркивал. Идет она о выработке альтернативных способов регулирования использования произведений культуры.

Эволюция копирайта (которую Лессиг конспективно обрисовал с 1710 года по наши дни) привела к тому, что сейчас «любое материально выраженное произведение подпадает под копирайт автоматически». Чтобы его использовать, нужно получать разрешение. Сделать же это не всегда просто – в частности, в тех случаях, когда держатель копирайта неизвестен. Это обуславливает нужду в легионе юристов, занятых исключительно copyright clearance, что в свою очередь, приводит к тому, что основные затраты на создание произведения оказываются связаны с юридическими издержками.

В качестве примера был приведен документальный фильм, снятый молодым англичанином, производство которого обошлось в 240 фунтов и который получил приз Каннского фестиваля. Позже было подсчитано, что на решение копирайтных вопросов в связи с этим фильмом понадобилось бы 400 тысяч фунтов. (Почему обошлось без этого как-то ускользнуло от моего понимания. Возможно, потому, что дело происходило не в Штатах.)

Указанная альтернатива разрабатывается в рамках проекта Creative Commons, цель которого – дать авторам возможность самим задавать режимы использования своих произведений, для чего разрабатываются разные типы лицензий. Тем самым управление копирайтом переходит от безличной бюрократии в руки самих творцов.

Пример БиБиСи, которая собирается перевести свои архивы в режим свободного распространения с возможностью некоммерческого использования и модификации по лицензии Creative Commons (что, вероятно, произойдет в феврале следующего года) на деле покажет, что такое «свободная культура» и как она может функционировать.

*

Обсуждение показалось мне не очень интересным, каким-то вялым. Впрочем, возможно, я просто устал и слушал невнимательно. Зато обмен репликами с Биллом Даттоном, директором Института Интернета, произошедший в туалете, где мы мочились в писсуары по соседству, был знаменательным.

- Ларри хорош, - сказал Билл. – Проблема в том, что творчество, о котором он говорит, непонятно где существует. Мы только что закончили большой опрос в английских школах, и выяснилось, что творчеством занимается ничтожный процент.
- Я тоже не понимаю, где творчество, скажем, в пи-ту-пи, - сказал я. – Люди просто качают музыку и фильмы для собственного удовольствия. Чистое потребление. Я, как вы, наверное, помните, как раз занимаюсь проблемой творчества в Интернете. Творчество – явление редкое – что в сети, что в жизни вообще.
- Конечно, не помню, – сказал Билл, застегивая ширинку. Возраст уже не тот, чтобы все помнить.

*

Улучив момент, когда Лессиг закончил разговаривать с индусом, я подошел к нему и спросил, какова юридическая основа Creative Commons и учитывают ли это движение особенности национальных законодательств. И – насколько оно интернационально, в частности, работает ли с Россией.

- О, Россия, - сказал Лессиг, - это интересно. Мы работаем со многими странами (он назвал цифру, которая тут же вылетела у меня из головы), не помню, есть ли среди них Россия. Давайте я познакомлю вас с Кристианой, она как раз этим занимается.

Он подвел меня к симпатичной блондинке, с которой я столкнулся перед семинаром, наливая воду в стаканчик из водяной машины. Оказалось, что России в списке нет. Кристиана сказала, что до июля будет в Оксфорде и что хорошо бы встретиться и поговорить. Мы обменялись имейлами и условились списаться. (Вернувшись домой, я напустил Гуголь на ее имейл и узнал что полное ее имя - Christiane Asschenfeldt, а должность - International Commons Coordinator). Хорошо, встретимся и поговорим.

По поводу проблем авторского права в связи с электронными библиотеками поговорили с Лессигом совсем коротко. Он уклончиво сказал, что да, это сложная юридическая проблема. Я спросил, можно ли его сфотографировать. "No permission is needed" – сказал он и улыбнулся белозубой американской улыбкой.

Выйдя на улицу, я сел на велосипед и поехал домой. Шел мелкий дождь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments